vGomele.by

Авторизация

Новости Гомеля

Гомельский цирк отметил Юбилей: фотоотчёт

Виталий Миткевич
Мы в чудеса с годами верим реже,
Но чудо цирка — всех чудес венец!
Всегда нас ждут на гомельском манеже
Улыбок свет и теплота сердец!

2 декабря Гомельскому государственному цирку исполнилось 40 лет! Цирк – это место, которое у кого-то ассоциируется с манежем, у кого-то – с клоунами или забавными животными, а кто-то, возможно, не представляет себе его без сладкой ваты. Как бы то ни было, а Юбилей цирка – это не только праздник для людей, которые с невероятной отдачей работают там, но и фактически для всех гомельчан.

Вчера в рамках празднования Юбилея состоялось представление Звёзд Большого Московского цирка: воздушные гимнасты, мотоциклисты в «шаре смелости», медведь под куполом цирка, дрессированные козы и, конечно же, весёлый клоун Мик. В зале был аншлаг, присутствовали руководство города, работники культуры.

Нам тоже посчастливилось стать участниками этого праздника детства, добра, искренности, смеха, улыбок и подготовить специально для наших читателей фотоотчёт. А также предлагаем Вашему вниманию рассказ человека, который проработал в цирке художником несколько десятилетий. Лучше Виталия Станиславовича Миткевича я уж точно не напишу о цирке.

Неоспоримым фактом является то, что гомельская арена на протяжении всей своей истории радовала зрителей искусством высочайшего уровня. Перечень даже самых звёздных имен, украшавших цирковые афиши прошедших лет, занял бы несколько страниц (это без перечисления их званий, лауреатств и прочих регалий). Поэтому давайте сразу условимся: практически все, о ком сейчас пойдёт речь, — обладатели самых высоких званий и высочайшего достоинства призов и наград, упоминать о которых мы не станем лишь из соображений экономии места.

Первый цирковой сезон, открытый программой, «гвоздем» которой был иллюзионный аттракцион Юрия Авьерино, завершал прославленный «волшебник» — Игорь Кио. А позднее своими чудесами удивляли гомельчан практически все крупнейшие мастера этого жанра: старший из братьев Кио — Эмиль, Отар Ратиани — создатель научно-фантастического аттракциона «Человек-невидимка», Илья Символоков со своей «Водной феерией», Олег Сокол с электронно-иллюзионным аттракционом «Чудеса без чудес», Анатолий Фурманов, Альбина Зотова, Юрий Кукес, Наталья Рубанова и многие другие «чудотворцы» с мировыми именами. И пусть Ильф и Петров верно заметили, что чудеса в цирке происходили бы лишь в том случае, если бы в нём никаких чудес не показывали, — чародеи арены неизменно вызывали восторг и изумление зрителей.

Открытие второго циркового сезона в Гомеле было ознаменовано приездом артиста, одно имя которого гарантировало полные сборы любому цирку. Карандаш — один из самых популярных комиков мирового цирка, любимец миллионов людей, впервые появившийся на арене в известном всем нам облике ещё в 1936 году. В начале восьмидесятых корифей смеха вновь порадует гомельчан своим мастерством. Маленький лукавый проказник, умеющий найти выход из любой ситуации, со своей неизменной спутницей — собачкой Кляксой, — таким он навсегда останется в нашей памяти. И не только в памяти, — бронзовая фигура клоуна с собачкой установленная на ступенях перед цирком, сразу стала любимой и маленькими, и взрослыми гомельчанами.

Клоуны — это душа цирка, невозможно вообразить представление без их участия. В Гомеле побывало много интересных, не похожих друг на друга, весёлых «королей манежа». Это симпатичный, щеголеватый и все умеющий весельчак — образ созданный Константином Берманом; это герой Андрея Николаева клоун Андрюша, находчивый и остроумный; клоун-дрессировшик Юрий Куклачёв со своими пушистыми «артистами» — кошками; Владимир Кремена, который к своей цирковой популярности добавил и славу киноартиста; Алик Нисанов, запомнившиеся гомельчанам как «звезда» шоу «Браво, Арлекино!»; клоун-мим Рафаэль Акопян; чудесные клоунские дуэты —«два Геннадия» — Ротман и Маковский, Анатолий Векшин и Константин Васильев, Игорь Павлов и Михаил Захаров, белорусские клоуны — Фёдор Гулевич и Александр Воронецкий и многие другие. Никакое перечисление не будет полным, ни один рассказ не заменит вам того, что вы увидите в цирке после объявления ведущего: «Сегодня весь вечер на манеже...».

В жанре дрессуры — Вальтер Запашный с разношёрстным «кошачьим семейством» (львы, тигры, чёрные и пятнистые леопарды, рыси, пумы) в аттракционе «Среди хищников», а позднее – и его знаменитые сыновья Аскольд и Эдгард; Иван Рубан со смешанной группой хишников, в которую входили белые и бурые медведи, львы, тигры, снежный барс, чёрная пантера и другие клыкастые «артисты»; Борис Бирюков, принявший в своё время аттракцион знаменитой укротительницы львов Ирины Бугримовой; Тереза Дурова — внучка знаменитого клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова с большой смешанной группой животных; Иван Кудрявцев со своим чудо-медведем Гошей — бурым гигантом, снявшимся во многих художественных фильмах; Николай Павленко с дрессированными тиграми; Степан Исаакян с аттракционом «Смешанная группа экзотических животных», в котором участвовали бегемоты, антилопы, удавы, шимпанзе, птицы (попугаи, павлины, аисты); Луиджи Безано с гималайскими медведями...

Список этот можно продолжать сколь угодно долго, но для читателя подобные перечисления всегда несколько скучноваты. А скучать в цирке не положено, — это здесь даже звери знают.

Итак, «галопом по европам», — дальше. Раз галопом — значит, речь пойдёт о конном цирке. Вспомним знаменитых жокеев-наездников Александровых-Серж, неоднократно работавших на гомельском манеже; вершинами конной дрессуры, несомненно, можно считать замечательные конно-танцевальные номера Людмилы и Юрия Ермолаевых «Русская берёзка» и «Штраусиана»; лучшие ансамбли джигитов — Кантемировы, Мерденовы, Ходжабаевы и другие не раз поражали гомельчан своим мастерством. «Аксакал джигитовки» Хасанбек Кантемиров — старший сын основателя знаменитой династии Алибека — в один из приездов отметил здесь 60 лет со дня рождения и 55 лет работы на арене, — такое возможно только в цирке! Круче — только в анекдоте, в котором актриса настаивала на своем двойном юбилее, — 30-летии со дня рождения и 40-летии творческой деятельности...

Гротеск-наездницы и жонглёры на лошадях, мастера высшей школы верховой езды и других разновидностей конного цирка не раз заставляли гомельчан рукоплескать своему великолепному мастерству.

Своё шестидесятилетие отметил в нашем городе и замечательный атлет, первый советский чемпион мира Григорий Новак. В этом возрасте он по-прежнему каждый вечер выходил на манеж и демонстрировал рекордные трюки: держал на ногах мототрек, по которому мчались на мотоциклах его сыновья Аркадий и Роман; ложился на спину, на ногах и в руках его — штанги, а на них гимнасты выполняют упражнения, — общий вес свыше шестисот килограммов. Великолепный пример спортивного и артистического долголетия!
Другой атлет — Валентин Дикуль, работавший в Гомеле в 1979 году, прославился не только силовыми трюками, но и как замечательный целитель, буквально поставивший на ноги десятки людей. Получив в свое время тяжелейшую травму позвоночника, — казалось бы, несовместимую с дальнейшей работой, — он не только сумел вернуться на манеж, но и создал уникальную методику реабилитации подобных больных.

Если с арены мы поднимем взгляд вверх, под купол, — то и тут вспомнятся имена не менее звёздные. Воздушные гимнастки Раиса Немчинская, Любовь Писаренкова, гимнасты на ремнях братья Пантелеенко, Юрий и Наталья Александровы со своим «Воздушным адажио», удостоенным «Серебряного клоуна» в Монте-Карло... А как не упомянуть «Прометей» Владимира Волжанского, первый и единственный цирковой аттракцион, удостоенный Государственной премии СССР! Здесь знаменитые канатоходцы сумели перейти ту неуловимую границу, что отделяет мастерство от искусства, — и возникла полная иллюзия необъятного космоса, иллюзия движения времени и истории.

Неоднократно побывали в Гомеле «Цирк на льду», «Цирк-ревю», гастролировала оригинальная программа «Шоу дельфинов», многие национальные цирковые коллективы СССР, цирки Болгарии, Венгрии, Польши, Китая. В составе международных программ радушие и гостеприимство гомельчан вкушали артисты Румынии, Германии, Англии, Кении, Чехии, Монголии и других стран.

Увы, нет задачи более неблагодарной и пустой, чем пересказывать на бумаге цирковое зрелище. Цирк надо смотреть! Надо впитывать его необыкновенную атмосферу, проникаться его неповторимой аурой.

Больше увлекательных и познавательных рассказов, в том числе Виталия Миткевича, - на сайте цирка

Фото by В. Гусев